Обзоры внешних цапов. Собираем качественный ЦАП уровня hi-end из недорогого набора Хороший недорогой цап

Раньше основным источником цифрового звука были стационарные CD проигрыватели. Сегодня источников существенно больше и среди них основным является компьютер. Если не считать узкоспециализированных студийных звуковых карт, то обычные/встроенные карты являются сильным компромиссом с точки зрения качества звука, т.к. им приходится работать внутри системного блока компьютера с большим количеством внутренних наводок и нестабильным питанием. Внешний ЦАП (цифро-аналоговый преобразователь) является отдельным устройством и изначально лишен проблем с питанием .

Antelope Zodiac Gold 384 kHz DAC GOLD

ЦАП-ы различаются как звучанием, так и совместимостью с внешними устройствами. Некоторые ЦАП имеют только один тип цифрового входа, оптический (Toslink) или электрический (чаще всего выполнен в виде коаксиального RCA — SPDIF).

Оптическое соединение предпочтительно для минимизации земляных петель между устройствами. Минусом оптической связи является невысокая гибкость оптического кабеля (сложно использовать для связи портативной или компактной близко расположенной техники) и небольшая допустимая длина кабеля, обычно до 5 метров.

Электрический тип связи удобен для использовании практически любой длины кабеля. Минимальная длина ничем не ограничена, а максимальная длина будет зависеть от таких факторов, как наводки на кабель. При использовании слишком длинного кабеля, может существенно вырасти джиттер и ЦАП не сможет распознать входной сигнал. Недостатком является вероятность образования земляных петель между устройствами. Также такие кабели можно коммутировать только при выключенных устройствах, во избежание возникновения неполадок при подключении.

В студиях используется усовершенствованный вариант электрического соединения AES/EBU, который использует балансные кабели. В отличии от обычного SPDIF, такой тип кабеля не подвергается наводкам и его можно использовать практически любой длины.

Все эти цифровые входы и выходы могут быть у CD или DVD проигрывателя, у портативного плеера или звуковой карты. У каждого ЦАП есть свой перечень поддерживаемых частот дискретизации и разрядности.

Последнее время получает распространение соединение ЦАП по USB . В отличии от обычных цифровых входов, выход для USB есть только у компьютеров. Перечень поддерживаемых частот дискретизации и разрядности зависит только от принимающего контроллера, встроенного во внешний ЦАП. Некоторые ЦАП могут работать по такому соединению только после установки собственного драйвера в компьютер.

Какой из цифровых входов лучше? Все зависит от устройства, где-то лучшим является USB, где-то SPDIF/Toslink. При выборе ЦАП обязательно проверьте, какие типы цифровых выходов есть в вашей системе, что бы все можно было скоммутировать наиболее удобным образом.

Главное в нашем деле - взять верный старт! Я не обязан заботиться о выстраивании линейки продуктов от дешёвого ширпотреба до самого что ни на есть high-end"а. Поэтому могу позволить себе сразу выбрать понравившийся чип цифро-аналогового преобразователя и строить дизайн вокруг него. Итак, за основу был взят "мистический ЦАП" как его называют в Сети. Я не буду делать из маленькой микросхемы большого секрета, но давайте всё же для начала сохраним интригу.

Построить хороший ЦАП для себя любимого я собирался ещё с прошлого столетия, но как-то всё руки не доходили и более приоритетные задачи брали верх. И вот тут-то мне на радость появился заказчик, с одной стороны способный оценить хороший звук, с другой же стороны - согласный мириться с некоторым уровнем "самодельщины" в законченном устройстве. Естественно я приложу все усилия, чтобы мои клиенты остались довольны своим выбором. Что теряют мои "pre-production" изделия по сравнению с серийными аппаратами раскрученных брендов - так это:

  1. часть монтажа выполнена паутинкой на "слепышах", а не на печати, что положительно отражается на качестве звука, но, увы, не будет доступно в серийных образцах;
  2. я не экономлю на мелочах типа сетевого фильтра или шунтирующих ёмкостей, в чём, кстати, не раз доводилось уличать всеми признанные авторитеты;
  3. "брэнд" мой ещё не слишком широко известен в узких кругах 🙂

На старт, внимание...

С чего начать? Правильно, лучше всего с готового устройства, пусть даже и простенького, но содержащего ключевые компоненты. В Китае за US$ 50 был приобретён неплохой в общем-то набор для самостоятельной сборки ЦАП. Как я уже , китайский экономический гений не отличается особыми техническими талантами, так что всё в том наборе было по-минимуму, в точности по datasheet"ам. Разве что питание создатели набора выстроили, как им казалось, прямо-таки очень качественное: навтыкали "КРЕНок" гирляндами. Зато к наборам прилагались весьма сообразные R-core трансформаторы.

На данном этапе не стояла задача как-то особо управлять цифровым приёмником или ЦАП"ом, поэтому жёстко зашитая минималистская цепочка S/PDIF->I2S->DAC меня вполне устроила.

Сознательно не стремился найти ЦАП с USB входом. Причина простая: компьютер фонит очень сильно и пускать весь этот мусор в аудио-аппарат нету никакого желания. Конечно, есть методы, но мне до сих пор так и не попалось ни одного ЦАП с грамотной развязкой USB входа (аппараты за 1К зелёных и выше, а так же изделия российских аудио-"левшей" не в счёт).

Считаю необходимым отметить, что несмотря на все мои придирки к схемотехнике и т.п., качество исполнения печатной платы просто отличное!

Берём контроль над ситуацией в свои руки

В документации на ЦАП в одном месте написано, что ножку аналогового питания надо зашунтировать электролитом в 10мкФ и керамикой 0.1мкФ. На схеме нога 18 именно так и зашунтирована.

Чуть дальше в том же документе сказано, что вход на ножке 17 желательно зашунтировать электролитом в 10мкФ и керамикой 0.1мкФ. Разработчик поступил в полном соответствии, исполнительный товарищ, просто молодец!

Ещё в одном месте документации сказано, что 17 ногу можно завести прямиком на аналоговое питание. Что и видим на схеме 🙂

Что самое забавное, не только в схеме, но и на печатной плате всё так и разведено: с двумя электролитами и двумя конденсаторами по 0.1мкФ, с коротышом прямо между 17 и 18 ногами чипа (дорожка к конденсаторам от 17 ноги уходит под корпус микросхемы):

Всё пришло именно таким вот грязненьким с завода. Как я это отмывал - отдельная история 🙂

Для особо любопытных: шаг ножек корпуса микросхемы - 0.65мм.

У друга моего Вадича-Борисыча попалась мне как-то ВКонтакте шикарная картинка: "сопротивление бесполезно ". Вот, навеяло, оно тут так же бесполезно, как дублированные шунтирующие конденсаторы на схемке выше, перерисовал "схему" специально для Вас:

Мне же необходимо было управлять тем, что происходит на 17-й ножке. Пришлось резать по живому. Хорошо ещё не под чипом завели перемычку - перспектива отпаивать одну ножку SSOP корпуса как-то не радует.

Посредственность - за борт

Какой цифро-аналоговый преобразователь обходится без операционных усилителей?

Правильно, только качественный ЦАП . Так что скромный фильтр на NE5532 я просто не стал напаивать. Может и стоило, чтобы было что послушать для сравнения и удостовериться, насколько неубедительно играют глубокие петлевые ООС... Но у меня уже есть CD-проигрыватель от маститого производителя, который очень старательно отыгрывает весьма посредственный звук ОУ, хоть и спрятанных за звучным названием HDAM и упаяных в экранчики. Да и других подобных "образцов" достаточно.

Учиться, учиться, и... думать!

Пожалуй на всех без исключения ЦАП от производителей из "поднебесной" наблюдаю одни и те же паровозы из "КРЕНок" (фото справа не моё, выловлено в Сети). Включая веером последовательные стабилизаторы напряжения разработчики, очевидно, пытаются добиться лучшей развязки по питанию и уменьшения проникновения помех из цифровой части в аналоговую. К сожалению, в массах отсутствует то, что я называю "токовым мышлением" в схемотехнике. На самом-то деле всё просто и... немножко грустно.

Посмотрите на какую-нибудь LM317 со стороны выхода. Наверняка найдёте 10мкФ электролит и ещё немного мелких емкостей. Теперь давайте прикинем постоянную времени в этой цепи: достаточно заглянуть в datasheet и убедиться, что выходное сопротивление "кренки" весьма невелико, чего и добивались разработчики интегрального стабилизатора. Точно считать, честно признаюсь, сейчас лень, но помехи с частотами скажем от 100КГц и ниже кренка "видит" прямо на своём выходе, сиречь управляющем электроде и, как её и спроектировали - передаёт эти пульсации "наверх по команде", старательно пытаясь удержать напряжение на своём выходе.

Колебания тока попадают на выход более высоковольтного стабилизатора. Следуя той же логике всё ещё достаточно высокочастотные изменения тока практически беспрепятственно гуляют по всей цепочке стабилизаторов. И свистят и шумят на всё окружение.

Единственное рациональное зерно в применении двух линейных стабилизаторов подряд я вижу лишь в том, что маленькие точные стабилизаторы обычно не переносят высоких входных напряжений, а наборы для само-сборки ЦАП"ов часто попадают в руки паяльщиков-такелажников, которые нередко даже не утруждаются заглянуть в доки на применённые компоненты. И наборы те по-прежнему должны работать...

Распространение достаточно высокочастотных помех легко предотвратить добавив в схему... обыкновенных резисторов. Простые RC фильтры по входу линейных стабилизаторов обеспечат прекрасную развязку ВЧ пульсаций в обе стороны, резко сократив "расстояние" по схеме, докуда доберутся броски тока (включая и "земляной" провод!)

Так что питание претерпело серьёзные изменения на плате. Увы, не обошлось без пары перерезанных дорожек и навесного монтажа.

Иногда маленький резистор много эффективней, нежели большой конденсатор:

Относимся с уважением к наследию предков

Вместо тупого моста ставим супер-быстрые диоды в выпрямитель, что ощутимо снижает "удары" тока в моменты запирания диодов. Этот приём достаточно популярен и вполне осмыслен, так что воспользуемся им и мы:

Кстати, именно непонимание того, как развязать линейные стабилизаторы по ВЧ и приводит дотошных разработчиков к тому, что на каждый блок схемы начинают ставить отдельный трансформатор. Другое весьма популярное, но тоже затратное решение проблемы последовательных стабилизаторов: использование связок источник тока - параллельный стабилизатор. В данном случае с развязкой всё в порядке, только вот мощности рассеивать приходится с немалым запасом.

Не будем требовать слишком много от "кита"

Для описания серии экспериментов с различными стабилизаторами нужна отдельная статья. Здесь лишь отмечу, что к чести разработчиков из Поднебесной, выбранный ими LDO стабилизатор lm1117, возможно, наилучший вариант из серийно выпускаемых и относительно доступных интегральных стабилизаторов. Всякие 78ХУ, LM317 и иже с ними просто отдыхают из-за несообразно большого выходного импеданса (мерял на 100КГц). Увы, в ту же корзину пошли и прецизионные LP2951. Чуть лучше ведёт себя TL431 в схеме шунтирующего стабилизатора, но там своя история: TL431 бывают очень разные, в зависимости от того, кто их делал. 1117 выигрывает с большим опережением. Увы, он же оказывается и самым шумным стабилизатором. Урчит, пищит и с нагрузкой и без.

Пришлось собирать стабилизатор самому, на дискретных компонентах. Всего из двух скромных транзисторов, следуя идеологии HotFET, удалось "выжать" всё то, что в интегральном исполнении требует десятков транзисторов и всё одно не дотягивает. Конечно, для обеспечения работы "сладкой парочки" потребовалось ещё несколько активных компонентов... но это опять уже совсем другая история.

Интересный результат макросъёмки: невооружённым глазом не заметил, что плата не до конца отмылась от флюса .

Полимеры правят балом

Последней доработкой, направленной на достижение наиболее верной передачи звука, стало "выглаживание" питания.

В критических местах были заменены обычные (пусть и неплохие ChemiCon) алюминиевые электролиты из набора - на твердотельные алюминиевые Sanyo OS-CON. Поскольку собирал два одинаковых набора в параллель, была возможность устроить "А/Б" тестирование. Разница на грани слышимости, но она есть! Без сигнала с обычными электролитами, на (очень) большом усилении, в наушниках присутствовало некое "шумовое пространство". Полимерные электролиты переносят нас в абсолют.

Sanyo OS-CON - фиолетовые бочонки без надпила на крышке.

Не хочешь думать головой - работай руками

Практически на всех платах и наборах ЦАП с применением цифрового приёмника CS8416 китайцы ставят тумблер, чтобы пользователь мог выбрать между оптическим и медным входом S/PDIF (фото справа - типичный пример, выловленный в Сети). Так вот: не нужен там переключатель, микросхема приёмника вполне может слушать два входа безо всякой помощи извне, будь то грубый тумблер или мудрый микроконтроллер.

Делюсь с Вами трюком, подсмотренным на демо-плате от самих Cristal Semiconductor. Достаточно подключить к примеру медный S/PDIF к RXN, а выход оптического TOSLINK приёмника - к RXP0.

Надеюсь, не надо объяснять, как такое работает? 😉

Даже в референтном дизайне фирмачи напахали, забыли-таки шунтирующий конденсатор в питании TORX 🙁

Экономия или безграмотность?

Очень полезно бывает почитать документацию производителей, особенно тех, что делают те самые микросхемки, на которые потом молются аудиофилы. Раскрываю самый секретный секрет: reference design board, evaluation board и тому подобные "пробнички" от производителей обычно содержат в себе примеры грамотного применения тех самых микросхем. Причём покупать все эти платы совсем не обязательно, да и ценники на такие "образцы" бывают самые разные: и 50, и 400, и за тысячу зелёных могут перевалить. Но, дорогие мои разработчики, документация на все эти платы выложена в открытом доступе! Ладно, хорош поучать.

Итак, чего недочитали китайцы, или на чём они сэкономили: скромные шунтирующие керамические конденсаторчики в 1000пФ в параллель к 10мкФ и 0.1мкФ. Казалось бы - зачем, ведь такими емкостями мы шунтируем частоты от десятков мегагерц и выше. Аудио-диапазон принято считать до 20кГц, ну до сотни кГц. Но цифровую-то часть в цифро-аналоговом преобразователе никто не отменял. Так вот именно помехи на десятках мегагерц беспрепятственно гуляют по недорогим самостройным ЦАП"ам, заставляя дрожать в страхе все PLL и создавая тем самым идеальные условия для возникновения наводящего ужас ДЖИТТЕРА.

Ещё один популярный способ сэкономить на спичках

Подавляющее большинство производителей как источников цифрового аудио-сигнала, так и цифро-аналоговых преобразователей экономят 30...50 центов на каждом устройстве. Расплачиваемся за это мы, пользователи. Подробности читать .

Какой high-end без ламп?

Веселят меня полчища tube-DAC и tube-headphone-amplifier"s в ценовом диапазоне от полутора сотен до сотен долларов, наводнившие рынок в последнее время. Видать нравится народу, как шипит и искажает лампочка при 15...24 вольт анодного. Впрочем, разбор всех болячек подобных ЦАП"ов и псевдо-ламповых усилителей для наушников - тема для отдельной статьи, да не одной.

(фото справа для примера, у меня такого лампоцапа нет)

Богатая тема. Я тут лишь по верхам пробежался, аналоговую часть вообще не затронул. А уж как интересно бывает развести правильно "землю" или организовать простое и при том удобное управление аппаратом. И чего стоят одни аттенюаторы - их ведь можно выбирать разного сопротивления, строить по разным топологиям, включать в разных частях тракта. Согласование источников с нагрузкой - очень, очень интересный, знаете ли, вопрос!... Но на сегодня пора мне уже закругляться.

BOM, или Bill of Materials

Конечно, пятьюдесятью долларами дело не ограничивается. Керамические конденсаторы из набора были заменены плёнкой. Диоды Шоттки, качественные электролиты, да много ещё чего пришлось добавить, не говоря уже о корпусе. Ну и, конечно, мой усилитель HotFET: всего 2 (два) каскада усиления от выхода ЦАП до наушников или выхода на усилитель. Ни много ни мало, а только в самом усилителе 32 транзистора насчитал в стерео варианте. Да транзисторы все - JFET"ы да depletion MOSFET"ы. Никак в полтинник зелёных не укладываюсь даже по комплектующим 🙂 Причём заметьте, это безо всякой аудиофильской эзотерики. Ну да на этот счёт у меня тоже есть своё мнение. Ведь есть же люди, считающие, что поставив "правильные" компоненты - любую схему можно заставить звучать. Если Вы, дорогой читатель, из их рядов - научите, я прислушаюсь, поспорю, отслушаю и расскажу всем о своих опытах прямо на этом сайте.

Так где же обещанная халява???

Друзья, эта статья - просто размышления, заметки на полях, была написана по горячим следам переделки китайскоЦАПа. Сам я больше в такую авантюру ни за что не ввяжусь: хоть и получилось неплохо, но обошлось слишком дорого по времени и по затраченным усилиям. И никому не советую. Когда разбирался с тем набором - яд просто сочился, что и отразилось в статье 🙂 Прошу прощения за слегка надменный стиль изложения, и ежели не оправдал ваши ожидания и не предложил раздачу почти бесплатных хайендных цапов населению 😉

Если же Вам было интересно - дайте знать, пожалуйста. Материала в закромах ещё много, а вот силы, мотивацию публиковать да оформлять всё это дают в основном отзывы, комментарии моих читателей.

Всех участников сегодняшнего тестирования отличают небольшие габариты и возможность автономной работы от встроенной мощной батареи. Таким образом, устройства в первую очередь рассчитаны на использование со смартфонами и портативными плеерами. Однако ничто не мешает использовать их с настольным компьютером и ноутбуком - ведь встроенный наушниковый усилитель способен справиться не только с портативными моделями наушников, но и с полноразмерными, и даже с очень низкой чувствительностью. Более того, выделенный линейный выход позволяет подключать активные колонки в дополнение к наушникам. Так что, говоря «USB ЦАП для мобильных устройств», не будем забывать, что это поистине универсальные устройства. Сфера их применения очень широка и явно выходит за рамки варианта «послушать музыку в дороге». Например, у трех участников из шести есть продвинутый фирменный ASIO-драйвер, а у двух из них - возможность воспроизведения PCM вплоть до 384 кГц и DSD. Такие возможности выводят их на уровень традиционных внешних USB ЦАП.

В чем же отличие от габаритных стационарных ЦАП? Дело, в основном, в мелких неудобствах: все входные-выходные разъемы только формата миниджек, отсутствует экранчик. А вот цифровые входы и выходы S/PDIF, присущие «большим» устройствам, сохраняются.

Рассмотрим участников подробнее.

Creative Sound Blaster E5

Это новая, наиболее продвинутая модель производителя, с 4-ядерным DSP-процессором на борту, с аппаратным эквалайзером и тонной обработок Creative. При подключении к компьютеру Sound Blaster E5 превращается в полноценную звуковую карту с АЦП, драйверами, внутренним микшером, входом для гарнитуры, линейным входом и всем прочим. При подключении к смартфону или планшету - это полноценный USB ЦАП с батарейкой внутри. Есть выделенный полноразмерный USB-вход для iOS/Android-устройств. Micro-USB - только для компьютера и подзарядки батарейки. Есть и Bluetooth для беспроводного использования, например в качестве гарнитуры - в карту встроены микрофоны. Для iOS/Android есть специальное приложение, которое управляет всеми настройками внутреннего процессора с мобильного телефона.

От этой карты Creative никто не ждал чудес - недорогая (MSRP $200), с очень спорным дизайном, кучей обработок SBX Pro Studio, о которых ни на какой студии не слышали. Мы уже устали критиковать Creative за стремление «напихать всего и побольше», чтобы удовлетворить сразу всех пользователей. В итоге получается комбайн, который ничего толком не может делать хорошо. Пользователи, которым нужно много фич и наплевать на качество звука, оказываются не готовы платить высокую цену за карту. А те, кто готов платить, требуют в первую очередь качество звука, рассматривая все остальное как бесплатный бонус.

На поверку оказалось, что Sound Blaster E5 - это полностью новая разработка, которая не имеет ничего общего со всеми предыдущими бюджетными USB-картами Creative и кардинально отличается от младших моделей E1 и E3. В новой карте E5 в единственной все сделано так, как нам хотелось бы. Есть нормальная прямая поддержка от 44,1 до 192 кГц и на удивление отличная начинка:

  • ЦАП Cirrus Logic CS4398
  • АЦП Cirrus Logic CS5361
  • Наушниковый усилитель Texas Instruments TPA6120A2

Понятно, что даже хорошая начинка - еще не гарантия качества. Однако в сравнении с довольно неплохой новой картой E3, не говоря уже обо всех предшествующих Omni и пр., старшая модель E5 заиграла на порядок лучше! Драйвера проработаны намного лучше, есть специальный режим Direct Mode, явно отключающий всю обработку, ASIO-драйвер поддерживает все частоты и работает корректно. Карта разработана очень тщательно и внушает большие надежды. (Во многом это стало результатом нашего постоянного давления на Creative с опорой на читателей и с цитатами их мнений с нашего форума.) Из уникальных функций E5 - два выхода на наушники, микрофонный массив из трех встроенных микрофонов с датчиком положения в пространстве, в комплекте идет держатель с креплением на микрофонную стойку. Все-таки маркетинг Creative не удержался и напихал в карту всего побольше, под самую завязку.

Отметим, что у E5 сравнительно громоздкий корпус, регулятор громкости без насечек, подключение Android-устройств по Micro-USB невозможно. Но доступная цена и выдающийся звук для многих перевесят эти небольшие недостатки и маркетинговые причуды сингапурцев. В целом, совершенно неожиданно получился сильнейший конкурент на рынке и звуковых карт под USB, и мобильных USB ЦАПов.

Oppo HA-2

Разработчики Oppo смогли удивить потрясающим дизайном и самой интригующей начинкой: ЦАП ESS Sabre32 9018 в его мобильной версии 2M. Это выглядит вполне закономерно, так как стационарный ЦАП Oppo HA-1 основан на оригинальном ESS Sabre32 9018 для компонентных устройств Hi-End. Данная микросхема обладает на сегодня рекордными характеристиками сигнал/шум и Кг, превосходящими с большим отрывом все остальные микросхемы ЦАП. Прочие производители нечасто используют 9018, так как она очень дорогая и требует большого опыта ее «готовки» (китайские самодельные киты с eBay почему-то «не звучат»). Еще один бонус от применения Sabre32 - поддержка PCM до 384 кГц и DSD64/128/256. Разработчики Oppo предусмотрели и ASIO-драйвера с возможностью поставить очень большой буфер до 8192 семпла и выбрать высокий приоритет передачи USB-потока в системе.

Таким образом, USB ЦАП Oppo HA-2 был очень тщательно проработан и подготовлен для самых требовательных и продвинутых пользователей. Недостаток, вероятно, только в не самой доступной цене. Зато Oppo HA-2 - самый тонкий внешний ЦАП среди всех участников. Он в разы тоньше прочих, причем даже несмотря на дополнительный несъемный чехол из кожи! Материал корпуса - алюминий, корпус цельнометаллический. Как и в случае с Creative, у нас на тестировании был предсерийный образец, предоставленный производителем. По информации Oppo, в серию пойдет обновленный вариант, с еще более улучшенным качеством звука и увеличенным запасом мощности усилителя.

Denon DA-10

ЦАП основан на TI PCM1795 - это любимая микросхема японцев из Denon. Этот 32-битный преобразователь умеет играть PCM до 192 кГц и даже DSD64/128. Заявлено, что цифровая фильтрация производится за счет специальной фирменной технологии AL32 advanced DSP. Но больше всего нас поразил гигантский двухсекционный кожаный чехол в комплекте, который рассчитан на ношение и ЦАП, и смартфона сразу.

Устройство выполнено из пластика с декоративными алюминиевыми накладками и ручкой. Корпус выполнен толстым намеренно - чтобы в режиме звуковой карты было удобно крутить ручку громкости. Denon DA-10 сделан очень добротно, комплектуется ASIO-драйвером и недешев по цене. Чувствуется, что это устройство очень высокого класса, призванное конкурировать с самыми дорогими моделями, не опускаясь в массовый рынок. В комплекте даже идут провода для iOS-устройств - как с разъемом Lightning, так и 30-контактный. Все выглядит максимально продуманным.

FiiO E18 Kunlun

Китайский ЦАП FiiO с патриотичной приставкой Куньлунь (Лунные горы, крупнейшая горная система в Китае) контрастирует с предыдущим участником своей доступностью по цене и демократичностью. Тут нет ни ASIO-драйвера, ни разъема для подключения iPhone. Модель E18 Kunlun рассчитана на использование только с Android-устройствами и позволяет подключиться очень просто, миниатюрным кабелем Micro-USB-Micro-USB. Также оно подключается к ПК, после чего сразу начинает работать, не требуя драйверов. Однако есть хитрость: устройство видится в системе как цифровой S/PDIF-выход, как бы намекая ОС, чтобы микшер передавал данные побитно, не умножая и не деля цифровой поток в микшере и ничего не подмешивая к результату.

Дизайн устройства шикарный - все полностью металлическое, миниатюрное. Отметим дополнительный Micro-USB для зарядки, отличный от интерфейсного Micro-USB для сопряжения устройств. Это один из очень немногих ЦАПов, который имеет выбор режимов: PC, Phone, Charge Out (звуковая карта ПК, внешний ЦАП для Android и просто подзарядка батарейки телефона). В отличие от многих ЦАП FiiO, здесь применен не WM8740, а TI PCM1798. Регулятор громкости - Alps. Это уже вторая реинкарнация устройства, с небольшими улучшениями. Для своей невысокой стоимости ЦАП выглядит просто произведением искусства - очень грозный соперник в бюджетной категории.

Tento Porta DAC 1866

Кардинально противоположная идеология у сделанного в Германии Tento Porta DAC 1866. Этот продукт стал вершиной долгого пути приверженцев ортодоксальных ЦАПов R-2R, таких как примененный здесь Analog Devices AD1866. Этот ЦАП работает только в режиме 16 бит 44 кГц, но именно это и нужно поклонникам различных самодельных устройств с экзотической начинкой. В интернете бродит теория о том, что «золотой век» цифры закончился с приходом малобитных преобразователей с оверсемплингом. Говорят, что за высокими техническими характеристиками теряется душа звукозаписи. Собственно, долгое время так оно и было: первые 1-битные преобразователи играли просто ужасно. Сейчас ситуация совсем не такая однозначная, что бы там ни говорили отдельные анархически настроенные предводители специализированных форумов.

Итак, данный ЦАП Tento создан для тех, кто коллекционирует нестандартные продукты и ностальгирует по старым добрым временам. Из веяний прогресса тут интерфейсы Mini-USB и Bluetooth. Впрочем, есть и оптический/коаксиальный S/PDIF и нерегулируемый линейный выход. В комплекте идут очень хорошие качественные кабели, а поролоновая упаковка нас даже растрогала. Минус устройства один - не настолько маленькая цена, чтобы просто купить его себе для коллекции. Вероятно, это плата за ручную работу и производство в Германии.

Venture Craft Go DAP BXD

Японцы из Venture Craft переплюнули вычурностью всех. Это тот случай, когда мы, видавшие много чего, не выдержали и упали в обморок. Начиная с инструкции только на японском языке и заканчивая отсутствием режима работы ЦАП по шине USB при том, что разъем Micro-USB присутствует! Однако вы обязаны подключаться только по оптике или коаксиалу.

Это единственный ЦАП на очень странном преобразователе PCM5100A, но зато с Muse 8920 в предусилителе! Вы будете удивлены, но в комплекте даже идут печатные платки для подстройки демпинг-фактора балансного усилителя (!) с разъемом микроджек 2,5 мм (переходник докупается отдельно). Продукт явно для «мсье, знающих толк в извращениях». Впрочем, наушниковый усилитель - старый знакомый, MAX97220A, который себя очень хорошо зарекомендовал в известных продуктах.

Цифры паспортных характеристик устройства выглядят странными. Если импеданс 8-600 Ом шокирует своим диапазоном, то качество - ниже любого затрапезного интегрированного звука: 95 дБ сигнал/шум, 0,01% искажений. Спешим обрадовать: это самооговор производителя. Наши цифры измерений получились намного лучше: 100 дБ сигнал/шум и 0,002% искажений при любой нагрузке.

Итого: симпатичное, но очень странное, на наш европейский взгляд, устройство, все настройки которого регулируются вскрытием корпуса и перестановкой перемычек и миниатюрных печатных платок. Складывается впечатление, что это не USB ЦАП, а какой-то «тамагочи для аудиофила». Производителю наше пожелание: продумать такую же замену на миниатюрных платках блока с микросхемой ЦАП, а также реанимировать работу по USB. Это не так круто смотрится, как бутерброд из трех устройств (а именно такой пример показан на сайте производителя), но зато удобно!

Наушники

Для нашего тестирования мы специально подобрали наушники, которые соответствовали бы типичному применению высококачественных мобильных ЦАП.

В качестве внутриканальных наушников (IEM, «затычки») мы попробовали Grado GR10 (20 тыс. рублей), Fisher Audio TBA04 (10 тыс. рублей), Sennheiser IE-8i (12 тыс. рублей), Creative Aurvana in-Ear3 (6 тыс. рублей).

В итоге мы использовали Grado GR10 (32 Ом, 116 дБ/мВт) и Sennheiser IE-8i (16 Ом). Эти маленькие наушники сохраняют фирменное звучание своих больших собратьев. Очень интересные модели, достойные хорошего качественного ЦАП. Fisher Audio и Creative есть над чем поработать.

Grado RS1e (35 тыс. рублей) - прекрасные, очень ровные наушники. Импеданс 32 Ом делает их пригодными для прослушивания даже без предусилителя или же, наоборот, экономит заряд аккумулятора усилителя. Единственная особенность - это накладные (supra-aural) наушники, с прижимом прямо к ушам. Для длительного прослушивания лучше ослаблять оголовье. Звук - традиционный для классической серии Grado, очень комфортный. Возможно, есть небольшая переплата за красное дерево в оформлении.

Grado SR325is (14 тыс. рублей) - более современный вариант, ближе по звуку к серии Professional. Чашки сделаны из алюминия, что намекает на более «народную» модель. Наушники просто сразили нас наповал детальностью на СЧ. Разница между тестируемыми ЦАП проявилась на них, пожалуй, наиболее ярко. Grado SR325is играют намного дороже своей цены. После тестирования мы даже купили эту модель себе в личное пользование. Минусы тоже есть: звук более грубый, чем в серии Reference. Обязательно советуем послушать!

Audio-Technica ATH-M50x (9 тыс. рублей) - очень популярная модель с хорошо сбалансированным звуком и детальностью во всем диапазоне. Одни из лучших складных наушников, а акцент в области НЧ пригодится в дороге. Импеданс 38 Ом делает их пригодными для подключения прямо к смартфону, однако польза от отдельного усилителя есть, и немалая.

Beyerdynamic DT 1350 (16 тыс. рублей) - новинка серии Tesla, специально для портативной техники, с укороченным до 1,5 м шнуром. Очень странная модель со слабой отдачей на НЧ. В интернете отзывы делятся на две равные категории: «не понял, что это было» и «очень ровный неприукрашенный звук, я доволен». Мы, очевидно, входим в первую категорию, но не исключаем, что найдутся любители и такого звука.

Методика тестирования

Мы подключили одновременно все 6 устройств к одному компьютеру. Было создано 6 портативных копий foobar2000. Запускалась тестовая композиция, устанавливался комфортный уровень громкости. Далее с помощью программы RMAA мы выставляли одинаковую громкость для всех устройств при подключенных наушниках, чтобы исключить влияние проседания напряжения от нагрузки. Громкость всех устройств выставлялась с точностью до 0,1 дБ.

Это очень важно, так как даже одно и то же тестируемое устройство при разности громкости фонограммы всего лишь в десятые доли дБ может восприниматься как более качественное в случае более громкого варианта. При проигрывании одного и того же файла! Субъективно будет казаться, что больше деталей, чуть лучше бас, атака и прочее. То есть, по сути, устройство «проиграет самому себе», что совершенно недопустимо для правильной экспертизы. Понятно, если сравнивать с заведомо плохим устройством, эти меры выглядят перестраховкой, но при сравнении звуковых трактов одного класса такие требования обязательны. Об этом же все время предупреждал эксперт мирового уровня в области мастеринга Андрей Субботин. В отношении подготовки фонограмм он всегда требовал сравнивать только выровненные по громкости отмастеренные варианты фонограммы. Сравнивать что-либо с разной громкостью - это путь к самообману, так как более громкий вариант для человеческого слуха всегда будет звучать чуть лучше. В этом легко может убедиться каждый.

Звучание

Проведение экспертизы заняло у нас несколько дней. Мы понимаем важность этого сравнения и свою ответственность перед читателями. Любой желающий может проверить результаты самостоятельно - и, мы уверены, придет к тем же самым заключениям. Мы даже специально привлекли двух независимых экспертов, чтобы лишний раз убедиться в схожести оценок у всех подготовленных слушателей. Могут быть лишь небольшие нюансы в интерпретации терминов, но не в глобальной оценке качества звука.

Определяя размах нашей шкалы, мы взяли два устройства: интегрированный звук современного ноутбука (аудиокодек Realtek ALC282) и рэковый студийный интерфейс Lynx Aurora 8. Особенности звучания Realtek: явных искажений или дефектов звука нет, но нет и детальности. Все фонограммы играют синтетически, с очень плоской стереопанорамой, не прослушиваются хвосты реверберации. Говоря аудиофильским языком, звук зажатый, безжизненный, слушать его долго очень неприятно. Интерфейс Lynx Aurora 8 высшей ценовой категории является полной противоположностью. От музыки невозможно оторваться. Стереопанорама выходит далеко за рамки комнаты, но не за счет искусственных эффектов, а благодаря высокой детальности, очень чистым и плотным средним частотам, реверберация каждого инструмента в миксе хорошо прослушивается в отдельности. Современные фонограммы с очень сильной максимизацией громкости не перегружают звуковой тракт, их искажения мистическим образом становятся едва заметными и не мешают. Все претензии и рассуждения о «бездушной цифре» непостижимым образом исчезают, в звуке становится слышно все то хорошее, чего ожидаешь от записи, и ничто не отвлекает от восприятия музыки. Вот таким и должен быть идеальный тракт. Конечно, остаются вопросы с трактовкой тембров и с абсолютным референсом. Например, часто бывает, что одно устройство имеет более чистые высокие частоты, но менее предпочтительно по звуку в каком-то другом диапазоне. Но до этой проблемы очень тонких нюансов недорогим устройствам еще нужно очень долго и упорно расти.

Итак, в сравнении с интегрированным звуком ноутбука и даже со звучанием неплохого кодека телефона Samsung Note 3 любой из тестируемых USB ЦАП играет лучше на порядок. И чем лучше играют наушники или колонки, тем лучше слышна разница, тем больше новых деталей появляется в звуке. А значит, смысл в приобретении этих устройств очень даже имеется, но только для владельцев нормального звукового тракта. Не обязательно Hi-End, но удачные модели аппаратуры Hi-Fi или студийные мониторы - это необходимый минимум.

Мы отсортировали участников тестирования по местам хит-парада качества.

Venture Craft Go DAP BXD звучит хорошо и ровно, но этот ЦАП уж сликом простенький. В оправдание скажем, что функция ЦАП у него не основная, это больше аналоговый усилитель для наушников. Стойкое ощущение, что ЦАП у японцев прикручен сбоку, на всякий случай. Ну, мало ли что. 6-е место.

Tento Porta DAC 1866 сильно выделяется своим характером звука в сравнении со всеми остальными. Видимо, это и было главной целью разработчика. Уровень звука высокий, но в обморок от качества или детальности не падаешь. Никакого «золотого века цифры» лично мы здесь не услышали. Звук неплохой, немного грубоватый. Средние частоты передаются наиболее хорошо и достоверно. Мы уверены, что устройство найдет своих поклонников чистых R-2R-преобразователей. Усилитель для наушников сделан очень грамотно; судя по полному отсутствию проседания от нагрузки, в устройстве стоит мощный буфер и нулевое выходное сопротивление. 5-е место.

Очень сильно выступил FiiO E18 Kunlun. Такого звука от 1798 не ожидаешь. Такой демократичный доступный высококачественный уровень. Отставание от лидеров совсем небольшое - при очень привлекательной цене. Модель, безусловно, удачная. Высокие частоты очень чистые и детальные. Прекрасный звук. 4-е место.

Sound Blaster E5 сразил нас детальностью на средних частотах и подкупил очень широкой стереопанорамой. До лидеров осталось буквально чуть-чуть, а если ваши наушники или колонки не класса Hi-End, то никакой разницы вы, с огромной вероятностью, не услышите. Звук практически оптимальный. Это именно то, чего нам хотелось от USB ЦАП. Можно слушать долго даже на самой дорогой аппаратуре и не видеть никаких изъянов. В сравнении с Denon мы не смогли отдать предпочтение ни одному из этих устройств. Оба на одном уровне, со звуком высшей категории. Делит 2-е и 3-е место.

Denon DA-10 - отлично звучащий ЦАП. Особые заслуги на высоких частотах, характер звука ближе к аудиофильскому, нежели к аналитическому. Чувствуется какая-то своя особенная трактовка. Для поклонников марки и стационарных устройств этой японской компании - сильно рекомендуется. Делит 2-е и 3-е место.

Oppo HA-2 обходит всех хотя и очень ненамного, но уверенно. Мы не можем сказать, что звук эталонный, но он максимально детальный, и это сразу подкупает. Для раскрытия всего потенциала лучше подобрать самые качественные наушники и колонки, и тогда в звуке открывается что-то новое, ранее не слышимое. Никакого окраса или своей трактовки тут не чувствуется. Акцент с аппаратуры сразу переносится на музыку, и это здорово! 1-е место.

Звучание в колонках

Так как все USB ЦАП имеют линейный выход, нам было интересно послушать звучание не только в наушниках, но и в колонках. Мы использовали активные студийные мониторы высшей категории, 3-полосные Adam Audio.

Ничего особенно нового, по сравнению с тестированием в наушниках, мы не услышали. Все сказанное выше полностью подтверждается. Разница в каких-то случаях просто более явная, так как все записи в первую очередь рассчитаны на прослушивание в колонках. Справедливости ради, для наушников существуют отдельные бинауральные фонограммы, записанные на искусственной голове, но дальше экспериментов дело не пошло. Главный вывод в том, что несмотря на маленькие габариты и разъем миниджек, все USB ЦАП пригодны в качестве стационарных источников звука - в то время как стационарные ЦАП не пригодны в качестве мобильных устройств.

Однако вам придется решать проблему коммутации. Качественных шнуров с разъемом миниджек еще поискать, а китайские переходники на полноразмерные коннекторы способны при одном неловком движении вывернуть миниатюрный разъем мобильного ЦАП вместе с частью печатной платы и вывести устройство из строя. В своем тестировании мы специально озаботились этой проблемой и использовали новый шнур максимального качества с позолоченными разъемами Neutrik и профессиональным кабелем Canare (ни одна малейшая часть которого не была сделана в Китае). Далее подключался пассивный аттенюатор на базе модифицированного заводского образца с готовыми новыми XLR-шнурами Neutrik/Cordial. Для массового пользователя решение всех этих вопросов представляет непреодолимые трудности при поиске и покупке приемлемого варианта. К списку этих сложностей добавим отсутствие пульта ДУ, экранчика с текущим режимом и риск отправить мобильный ЦАП «в полет» при резком рывке за провод наушников. Поэтому стационарные USB ЦАП все же предпочтительнее в своей сфере использования, да и потенциал по звучанию у них выше. Но при ограниченном бюджете вопрос о покупке отдельного стационарного ЦАП за 40-100 тыс. рублей, как правило, вообще не стоит, дело ограничивается недорогим ресивером и медиаплеером.

Измерения в RMAA

Мы собрали специальный комплекс для изучения поведения наушниковых усилителей на низкоомной нагрузке. Обычные тесты в RMAA не показательны, так как не отражают особенности эксплуатации. Тесты без нагрузки показывают просто идеальную картинку, а под нагрузкой искажения растут многократно.

Наушниковые усилители часто преследуют следующие проблемы: проседание АЧХ на НЧ и резкий рост искажений с падением импеданса нагрузки, а иногда и перегрузка на 16 Ом. Для сравнения обычные измерения на графиках показаны знаком «прочерк» (то есть нагрузки нет), иначе указывается номинал резистора. Мы выбрали самые показательные значения: 16 Ом, 32 Ом, 64 Ом, 300 Ом.

Для получения чистых спектров и разрыва земляных петель все ЦАП по очереди подключались к ультрабуку MXP U400-08, работающему от батарейки. Измерительная карта E-MU Tracker Pre также питалась от аккумулятора ноутбука. Чтобы проиллюстрировать отсутствие помех и наводок, в список тестов включен тест номер два, «Уровень шума».

Надо признать, что абсолютные цифры, кроме теста АЧХ, достаточно сильно зависят от уровня усиления и амплитуды тестового сигнала, так что сравнение можно делать только при измерениях в примерно равных условиях.

Искажения измерялись при амплитуде тестового сигнала −3 дБ и громкости около 90%. Если виден только один график АЧХ, значит, все остальные слились с ним в одну линию. Мы использовали формат 24 бит 44 кГц, чтобы увидеть собственный шум устройства, насколько это возможно. Наш измерительный интерфейс ограничен собственным шумом около 110 дБА, что позволяет проверить качество тракта. Для тех устройств, у которых заявлены паспортные параметры, наши измерения показали тот же или лучший результат.

Realtek ALC282

Тест Realtek ALC282 - Realtek ALC282 16 Realtek ALC282 32 Realtek ALC282 64 Realtek ALC282 300
+0,00, −0,03 +0,00, −0,03 +0,00, −0,03 +0,00, −0,03 +0,00, −0,03
Уровень шума, дБ (А) −93,5 −90,0 −92,1 −93,4 −93,6
Гармонические искажения, % 0,0028 0,0030 0,0029 0,0022 0,0023

Venture Craft GoDAP BXD

Тест Venture Craft GoDAP BXD - Venture Craft GoDAP BXD 16 Venture Craft GoDAP BXD 32 Venture Craft GoDAP BXD 64 Venture Craft GoDAP BXD 300
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ −0,11, −0,15 −0,10, −0,14 +0,01, −0,04 +0,01, −0,04 +0,01, −0,03
Уровень шума, дБ (А) −99,8 −99,8 −99,7 −99,7 −99,8
Гармонические искажения, % 0,0024 0,0032 0,0028 0,0026 0,0025

В этой части мы поговорим как раз про собственно звуковую составляющую: звуковые карты (или аудиоинтерфейсы ) и ЦАПы.

Сохранить и прочитать потом -

ЦАП

Внешний цифро-аналоговый преобразователь (DAC, Digital-to-Analog Converter), подключенный по цифровому входу, позволяет решить проблему низкого качества звука встроенного в материнскую плату решения. Подключение ЦАПа позволяет «обойти» электронику компьютера, отвечающую за преобразование и обработку музыкального сигнала. И лучшим вариантом будет USB-подключение, чтобы полностью исключить использование штатной звуковой платы.

В нашем ассортименте вы можете найти большое количество внешних цифро-аналоговых преобразователей: к примеру, модель предлагает 3 коаксиальных, 3 оптических входа и USB-порт, которые позволяют подключить несколько источников звука. USB поддерживает режимы вплоть до 24 бит/96 кГц.

Более бюджетным вариантом могут быть, например, ЦАПы или : у них тоже есть необходимый оптический вход, который вы можете подключить к компьютеру, а у модели от Cambridge Audio найдется еще и USB-вход, поддерживающий асинхронную передачу цифрового потока вплоть до 24 бит/192 кГц.

ЦАП подключается к компьютеру USB-кабелем, который идет в комплекте, но при желании вы можете выбрать один из кабелей, специально разработанных для аудиотехники, что можно в изобилии найти в нашем ассортименте: например, ADL by Furutech, выполненный с использованием посеребренной бескислородной меди и с размагниченными проводниками, а также тройным экранированием для защиты от помех.

Кстати, есть мнение, что качество USB кабеля не влияет на качество звука. Чтобы не спорить, мы предлагаем совершенно бесплатно взять качественный USB кабель домой и проверить его влияние на звук самостоятельно.

Аудиоинтерфейс (звуковая карта)

Этим универсальным термином называются как внешние, так и внутренние решения по вводу-выводу и обработке звука. Звуковые карты, в отличие от ЦАПов, больше ориентированы не только на прослушивание музыки, но и на ее создание, не говоря уже про более широкий спектр применения и мультимедийные функции (игры, кино голосовая телефония и т.д.). Какие же бывают звуковые карты сегодня по типам подключений и обработки звука?

…Сегодня даже самые дешевые и встроенные мультимедийные решения могут воспроизводить звук в формате 5.1 и выше. Высоким качеством воспроизведения стереозвука такие звуковые карты, как правило, не отличаются: они предназначены скорее для вывода системных звуков, просмотра кино на ПК и для игр, в которых особенно важно иметь полноценную окружающую звуковую картину.

Как правило, мультимедийная звуковая карта предлагает от пяти до семи выходов с разъемами 3.5” mini-Jack, в которые подключаются микрофон и динамики, также есть и линейный вход. Еще один минус мультимедийных звуковых карт – в них часто используются программные или аппаратные (часто неотключаемые) «улучшители» звука (или «улучшайзеры», как их еще называют), которые делают и без того не самый лучший звук еще хуже.

У более качественных решений на борту находятся коаксиальные и оптические входы и выходы, а «потребительский» мини-джек не используется даже для выхода на наушники. В отличие от ЦАПов, профессиональные внешние аудиоинтерфейсы могут предложить не только несколько входов/выходов (в том числе линейный, XLR и для микрофона), но и дополнительные аппаратные средства регулировки их параметров, включая и выхода на наушники (например, интерфейс ).

Наконец, внешний аудиоинтерфейс максимально изолирован от помех внутри компьютера. Внутренние решения (собственно звуковые карты) выигрывают обычно в цене, но, покупая такую карту, вы должны обеспечить минимальное количество наводок и посторонних шумов внутри. Например, максимально изолировав плату от других плат внутри и установив малошумные вентиляторы для корпуса, процессора и видеокарты (подробнее об этом можно прочитать ). Некоторые производители внутренних звуковых карт выпускают их с защитой от части помех в виде кожуха, но это не отменяет рекомендаций данного абзаца.

Внешние аудиоинтерфейсы подключаются обычно по USB, Firewire или с помощью оптического выхода: сегодня качество звука, передаваемое по первым двум, не сильно отличается друг от друга. Для Firewire нужно докупать специальную PCI-плату, поскольку этот разъем обычно не встроен в большинство материнских плат, он бывает в основном в топовых моделях.

Что же касается оптического соединения, то в отличие от «традиционного», оно не подвержено наводкам (потому что их просто нет), в отличие от соединения по обычным проводам. Но поскольку далеко не вся акустика (и то в основном профессиональная – например, студийные мониторы) и не каждый аудиоинтерфейс имеет оптические входы и выходы, данный способ связи можно рассматривать скорее как приятный бонус.

Кстати, внешние решения обычно считаются еще и мобильными – но никто не запрещает использовать их в стационарном ПК, и это даже приветствуется.

Помимо подключения, внешние и внутренние звуковые карты различаются количеством и типом входов и выходов: это могут быть пара RCA-входов и выходов, дополнительные входы для микрофона (с фантомным питанием, усилителем и без них), инструментальные входы и цифровые. Варианты для начинающих предлагаются с одной парой входов и выходов – как, например, в модели , которая поддерживает параметры до 24 бит/48кГц.

Если же вам интересно более высокое качество звука и большее количество входов, имеет смысл обратить внимание на звуковую карту с поддержкой шести аналоговых входов, разрядности 24 бит и максимальной частоты дискретизации ЦАП в 96 кГц.

Профессиональные студийные внутренние звуковые карты также представлены в нашем каталоге: это решения компании RME, известного производителя подобного оборудования, предназначенного для студий. Карты RME сделаны для использования с внешним I/O-интерфейсом, поэтому для мультимедийных целей не подойдут.

Напоследок хотим вас предостеречь от покупки очень старых звуковых интерфейсов, как внешних, так и внутренних (возрастом 10 лет и больше). Это сопряжено как с риском прекращения поддержки данного продукта производителем и выпуска новых драйверов под новые ОС, так и с не вполне комфортным их использованием с учетом повышенных требований пользователей сегодня. К примеру, некоторые из них допускают использование себя только в одном приложении одномоментно – что нельзя назвать удобным.

Усилители с USB-портом

Относительно новые решения в деле получения качественного звука с ПК – стереоусилители, имеющие USB-порт для подключения к компьютеру. В них, как правило, используется универсальная высококачественная микросхема USB-ЦАП, обеспечивающая как получение данных, так и преобразование цифрового сигнала в аналоговый. Благодаря этому нет необходимости как в приобретении отдельного ЦАПа, так и в дополнительных проводах для подключения домашней акустики: достаточно всего лишь соединить такой усилитель с компьютером качественным, специально предназначенным для передачи аудиоданных, USB-кабелем.

Из таких моделей можно выделить, например, : стереоусилитель для по-настоящему мощной напольной акустики. Помимо отличных собственных характеристик, он без проблем послужит в качестве полноценного USB-интерфейса для ПК без необходимости использования отдельного внешнего решения. Более скромный вариант – стереоусилитель Denon PMA-50. Кроме USB-порта, данная модель предлагает подключение по беспроводному каналу Bluetooth с поддержкой кодека aptX Low Latency, что позволяет передавать аудиоданные с минимальной задержкой, а звук с источника (компьютера, планшета, смартфона и т.д.) можно транслировать со скоростью до 352 КБ/с.

В следующей, завершающей части мы расскажем про плееры для воспроизведения аудиофайлов и различные мелкие трюки, которые помогут вам добиться высокого качества звука.

USB ЦАП - это внешняя звуковая карта, которая служит исключительно для прослушивания музыки, в 90% случаев такие ЦАП не имеют аналоговых входов. Зато у USB ЦАП практически наверняка имеется мощный специализированный наушниковый усилитель, который позволяет подключать практически все распространенные модели наушников, кроме экзотики. USB ЦАП, как правило, обеспечивает намного более качественное звучание, чем интегрированный звук или массовые звуковые карты, а также зачастую поддерживает форматы высокого разрешения и DSD-воспроизведение без конвертации. В последнее время USB ЦАП вытеснили звуковые карты в кругу любителей музыки. Обновления в этой области ведутся непрерывно и вызывают огромный интерес.

Наши читатели задавали в форуме вопросы: как соотносятся продукты из сравнительных тестирований (Creative Sound Blaster E5, Oppo HA-2, Denon DA-10, Tento Porta DAC 1866, FiiO F18 Kunlun, Venture Craft Go DAP BXD) и (Schiit Fulla, Сambridge Audio Dacmagic XS, AudioQuest DragonFly Red, FiiO Alpen 2 E17K, M-Audio Micro DAC 24/192)? Обычно мы отвечаем, что это устройства разных форм-факторов (колонки vs. наушники, велосипед vs. автомобиль). Однако сегодня мы узнаем точный ответ на этот вопрос, так как столкнем победителей обоих тестов. К настоящему времени поспела уже новая версия Oppo HA-2 с приставкой SE (Second Edition), где обновился ЦАП и усилитель для наушников - теперь это ES9028-Q2M с интегрированным усилителем, после которого стоит дополнительный транзисторный буфер для низкоомной нагрузки. Тем интереснее будет тестирование!


Oppo HA-2SE AudioQuest DragonFly Red
Контроллер XMOS U6 Microchip PIC32MX
ЦАП ESS ES9028-Q2M ESS ES9016
Поддерживаемые форматы PCM 32 бит 384 кГц 24 бит 96 кГц
Поддерживаемые форматы DSD DSD256 (11 МГц) нет
Рекомендуемый импеданс нагрузки от 16 до 300 Ом от 12 до 300 Ом
Поддержка ASIO есть нет
Наличие встроенного аккумулятора есть нет
Габариты 68×137×12 мм 12×19×62 мм
Вес 175 г 30 г
Гарантия 2 года 1 год
Цена 24 990  18 990 

AudioQuest DragonFly Red на первый взгляд выглядит не очень серьезно, однако это весьма добротный продукт. Он основан на хорошем и очень недешевом ЦАП ES9016, а цифровой контроллер PIC32MX мало потребляет, что делает устройство совместимым даже с мобильными телефонами. Oppo HA-2SE не уступит ему в поддержке любых мобильных устройств, и более того, имеет внутри батарею, которая дает возможность выдать более мощный звук усилителя и даже подзарядить мобильное устройство в случае острой необходимости. С настольным компьютером USB ЦАП Oppo дружит не менее здорово, даже лучше, чем AudioQuest - чего сто́ят одни только отдельные ASIO-драйвера с поддержкой Native DSD до 11 МГц! Внутри Oppo HA-2SE основан на чипе XMOS с собственной фирменной прошивкой, с несколькими переключаемыми режимами работы.

Oppo HA-2SE

Внешний вид Oppo HA-2SE не поменялся по сравнению по сравнению с первой версией. Корпус полностью металлический, имеет несъемную стильную кожаную обложку.

На левой грани есть переключатели усиления (низкое и высокое положение) и эквализации баса. Расположенная там же кнопка имеет две функции: индикация заряда и включение/отключение режима power bank (внешнего аккумулятора для мобильных устройств). В комплекте поставляется специальная фирменная зарядка VOOC Rapid Charger.

На нижней грани есть переключатель режимов: режим А служит для подключения устройств Apple, режим В - для подключения устройств Android, режим С - для аналогового подключения через миниджек. Стоит отметить, что в комплекте поставляется целый набор кабелей: USB-Micro-USB для обмена данными с ПК и зарядки, USB-Lightning для устройств Apple, короткий кабель Micro-USB-Micro-USB для устройств Android, а также миниджек-миниджек. Есть две силиконовые резинки для крепления устройства к смартфону.

Интересно, что Oppo HA-2SE имеет линейный выход, и судя по измерениям, он вполне имеет смысл. Опять же, можно вывести сигнал на усилитель мощности. Аналоговый регулятор громкости хорошо вписан в дизайн, благодаря насечкам регулировка громкости не вызывает проблем.

AudioQuest DragonFly Red

Используется нетипичный MIPS-процессор PIC32MX с низким потреблением энергии. Производитель обещает true побитную передачу в ЦАП и обработку регулятора громкости в ОС средствами самого ЦАП, а также обещает выпустить ПО AudioQuest Desktop Manager, на момент тестирования недоступное для скачивания. ASIO нет, DSD нет.

AudioQuest DragonFly Red совместим с iOS и Android, но при недостаточном токе выдает сигнал намного тише, чем с наушникового выхода смартфона. Текущий режим работы отображается цветом подсветки: красный - Standby, зеленый - 44 кГц, голубой - 48 кГц, желтый - 88 кГц, сиреневый - 96 кГц.

Звучание

Мы понимаем важность сравнения и подходим к экспертизе ответственно. Любой желающий может проверить результаты самостоятельно - и, мы уверены, придет к тем же самым заключениям .

В сравнении с интегрированным звуком ноутбука звук тестируемых в обзоре USB ЦАП на голову выше. И чем лучше играют подключаемые наушники или колонки, тем лучше слышна разница, тем больше новых деталей появляется в звуке. То есть смысл в покупке хорошего USB ЦАП резко возрастает для владельцев именно качественной аппаратуры.

Звучание AudioQuest DragonFly Red и Oppo HA-2SE очень похоже по характеру. Однако на хорошей аппаратуре Oppo вырывается вперед по ряду параметров - детальности и открытости звука. AudioQuest, тем не менее, можно похвалить за приятный звук - для 90% массовой аппаратуры такого качества будет вполне достаточно. То есть для любых компьютерных колонок, для массовых моделей наушников вряд ли стоит гнаться за чем-то более дорогим, чем AudioQuest DragonFly Red, так как есть большой шанс не услышать отличия - они потонут в собственных высоких искажениях этих колонок или наушников. Однако если на ценнике наушников значится 10-20 тысяч рублей, а у колонок - свыше 50 тысяч рублей, имеет смысл поискать подходящий источник звука. Вполне нормально иметь сбалансированный звуковой тракт, без перекосов.

Oppo сохраняет фирменный почерк всех устройств на ESS Sabre 32: очень высокая детальность, широкая стереопанорама, в звуке вообще не слышно искажений. В то же время, в модели HA-2SE нету и чрезмерной синтетики и потери атаки - наоборот, звук достаточно живой и напористый. Этого живого характера «добавлено» в меру - не до такой степени, чтобы был слышен окрас тембров или какая-то своя экзотическая интерпретация музыки, как в эзотерическом Hi-End. В общем-то, можно сказать, что в HA-2SE улучшено именно то, что в первую очередь вызывало у нас нарекания в обзоре AudioQuest DragonFly Red: излишняя мягкость и рафинированность. Возможно, это заслуга транзисторного буфера на выходе. А возможно, сказывается общая высокая культура проектирования устройства и удачный редизайн.

Что мешает использовать мобильный ЦАП в качестве настольного? Как ни банально это прозвучит, но мешает отсутствие хороших готовых кабелей. Мы уже писали, что качественных шнуров с разъемом миниджек практически не найти, поэтому при тестировании мы специально озаботились этой проблемой и использовали шнур максимального качества с позолоченными разъемами Neutrik и профессиональным кабелем Canare (сделано в Японии). Многие читатели пытались посмеяться над этим. Мы же просто приведем скриншот измерений, который демонстрирует рост проникновения каналов при подключении готового китайского кабеля - толстого, с позолоченными разъемами. Ничего не менялось, кроме смены проводов:

Измерения в RMAA

Как и в предыдущих частях, мы использовали специальный комплекс для изучения поведения наушниковых усилителей на низкоомной нагрузке. Тесты наушникового выхода без нагрузки показывают просто идеальную картинку, а под нагрузкой искажения растут многократно. И мы это покажем на примере роста искажений до 5% на самой низкоомной нагрузке при напряжении всего лишь 1 В RMS .

Впрочем, на низкоомной нагрузке даже при 1 В RMS сила тока очень большая, что приводит к работе в нештатном режиме. Возникает перегруз тракта, который не наблюдается в реальной эксплуатации. В реальной жизни с типичными наушниками 16 Ом и 32 Ом вполне достаточно 0,36 В RMS: на 32-омных наушниках средней чувствительности это уже громко, а на 16-омных наушниках высокой чувствительности слушать вообще невозможно.

В прошлом тестировании мы проводили все измерения при 0,36 В RMS , предполагая что большинство наушников достаточно чувствительны и не требуют высокого тока. Однако с ростом ценовой планки могут встретиться разные модели, в том числе менее чувствительные. С чем это связано? Раньше проблему составляла мощность усилителя для наушников, особенно в портативных и мобильных устройствах. Но теперь производитель наушников менее ограничен мощностью, и если появляется возможность повысить качество звука, снизив чувствительность, то в дорогих моделях наушников разработчики на это охотно идут.

Oppo HA-2SE

Тест Oppo HA-2SE 16 Oppo HA-2SE 32 Oppo HA-2SE 64 Oppo HA-2SE 300 Oppo HA-2SE - Oppo HA-2SE line out
−0,60, −0,78 −0,56, −0,74 −0,56, −0,74 −0,56, −0,74 −0,56, −0,74 +0,01, −0,03
Уровень шума, дБ (А) −109,4 −109,4 −109,4 −109,5 −109,5 −113,3
109,4 109,4 109,4 109,5 109,4 113,2
Гармонические искажения, % 0,0021 0,0013 0,0010 0,0007 0,0005 0,0005
0,026 0,027 0,027 0,026 0,026 0,0035
−59,2 −64,9 −70,8 −83,0 −102,7 −97,6

Уровень шума:

Искажения:

Все измерения проходили в пакетном режиме, без изменения подключения и положения проводов. Звуковая карта для измерений находилась в другом компьютере. Собственный шум в паузе при записи >118 дБА. Гармонические искажения AudioQuest DragonFly Red

Тест Dragonfly 16 Dragonfly 32 Dragonfly 64 Dragonfly 300 Dragonfly -
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ +0,04, −0,29 +0,04, −0,29 +0,04, −0,29 +0,04, −0,29 +0,04, −0,29
Уровень шума, дБ (А) −112,7 −112,7 −112,6 −112,5 −112,7
Динамический диапазон, дБ (А) 112,8 112,7 112,6 112,8 112,7
Гармонические искажения, % 5,677 0,025 0,014 0,0048 0,0028
Интермодуляционные искажения + шум, % 6,587 0,026 0,015 0,0051 0,0030
Взаимопроникновение каналов, дБ −58,5 −64,1 −69,9 −82,4 −105,1

АЧХ: и провести собственные измерения.

Следует учесть, что синус максимальной амплитуды намного сильнее нагружает тракт, чем 90% уровня сигнала в музыке, при том что в кратковременных пиках человеческий слух не фиксирует форму сигнала, чем, кстати, пользуются создатели студийных лимитеров и максимайзеров. То есть искажений на более низких уровнях громкости существенно меньше, чем в нашем тесте. Тем не менее, в этот раз мы подняли планку и получили отличные высокие результаты сигнал/шум.

Куда смотреть на графиках и какие проблемы низкокачественных усилителей для наушников бывают? На графике АЧХ надо смотреть на проседание на низких частотах. На графике шума можно увидеть качество фильтрации питания. На графике искажений нужно отслеживать жесткую перегрузку и отсутствие таких проблем с цифровым сигналом, как явный джиттер или пересчет частоты дискретизации.

Измерения без нагрузки на графиках показаны знаком «прочерк», иначе указывается номинал резистора. Мы выбрали самые показательные значения: 16 Ом, 32 Ом, 64 Ом, 300 Ом. Кстати, устройствам в паспорте показана именно такая нагрузка.

Для получения чистых спектров и разрыва земляных петель все ЦАП по очереди подключались к ноутбуку на Windows 7 x64, работающему от батареи. Звук воспроизводился через DirectSound для всех устройств. Отличий по цифрам от ASIO не было.

Надо признать, что абсолютные цифры, кроме теста АЧХ, достаточно сильно зависят от уровня усиления и амплитуды тестового сигнала, так что сравнение можно делать только при измерениях в идентичных условиях. Мы использовали тестовый сигнал 24 бит 44 кГц, чтобы увидеть собственный шум устройства, насколько это возможно.

Выводы

В тестировании победителей предыдущих тестов AudioQuest DragonFly Red и Oppo HA-2SE победу с ощутимым преимуществом одерживает продукт Oppo. Он не только стильно выглядит и имеет множество востребованных функций, но и, что самое важное, просто отлично звучит. Oppo HA-2SE станет прекрасным выбором для обладателей качественных наушников, если необходим мобильный USB ЦАП для ноутбука или смартфона. И это с учетом того, что AudioQuest DragonFly Red является довольно сильным соперником, лидером в своем классе миниатюрных ЦАП.

Инженеры Oppo проделали отличную работу и в обновленном ЦАП HA-2SE развили успех предшествующей модели. С нетерпением ждем новых продуктов от команды инженеров-разработчиков Oppo Digital.

Закачки